КРЫМ-2004. Весенний поход.

2 мая. Встреча с нашими друзьями была несколько курьёзной, но, в любом случае, радушной. Массандра, горилка и недоеденные классические Санькины макароны с тушёнкой. Мы даже не удержались от того, чтобы погулять по бульвару и набережной. В двух словах: крупный курортный город. Это чувствуется, несмотря на то, что курортный сезон ещё не начался. Даже ночью довольно много гуляющих, не прекращает работу и вернисаж, хотя, конечно, многие места пусты. Галактика неоновой рекламы, кафе, рестораны, бары, магазины, аттракционы, ночные клубы, крутые тачки, красотки и всё такое… А мы с Борисом за неделю странствий от этого всего успели отвыкнуть. У меня ещё с ранних студенческих лет была вполне реальная мечта: полазить с палаткой по горам, а потом спуститься к морю и с головой окунуться в курортную жизнь со всеми её прелестями. Правда, я имел в виду всё же курортный сезон и думал о Кавказе, но это ничего. Считайте, мечта моя осуществлена. С утра было пасмурно и распогодилось только к обеду. Утром, позавтракав в открытом кафе, мы рванули в Никитский ботсад. Всё это впечатляет: атласские и ливанские кедры, здоровенные платаны и земляничные деревья, древовидные можжевельники, иудины деревья, экзотические дубы, древовидные юкки, бамбуковые рощи, кактусы в оранжерее… Народу предостаточно. По предложению Василия мы спустились вниз, в сторону моря, и хотели пройти в заповедник "Мыс Мартьян" со множеством флористических эндемиков. По асфальтированной дорожке мы дошли до какой-то модной трёхэтажной дачи, потом повернули обратно. Сфотографировались на ветвях земляничного дерева и вышли к морю. Ещё в Москве я сказал, что обязательно искупаюсь в Чёрном море. Пока ждали заказа в ресторанчике на пирсе, я таки открыл купальный сезон. Пару раз даже нырнул. Водичка… освежает, градусов 12-13. Ну и подоспел как раз к горилке и к первому блюду. В прекрасном расположении духа под вечер мы вернулись в Ялту, выбрали в фирменном магазине несколько бутылочек изысканных крымских вин, закупили ещё горилки… Посидели в модной пивной с видом на море, а потом дома. Вечер прошёл замечательно! Поздним вечером мы опять ходили гулять по набережной, хотели завалиться в какой-нибудь ночной клуб, но не решились по причине московских цен на вход, и даже выше. Какие крутые тачки перед самой престижной гостиницей Ялты! Столько дорогих автомобилей на единицу площади я не видел в родной Москве! Номера в основном крымские и киевские.

Мы планировали поехать в Крымский заповедник (или ЗОХ - заповедно-охотничье хозяйство) по дороге до Козьмо-Дамианского монастыря, где встать с палаткой на Альме, походить по окрестностям (при этом Боря нас покинет 4-го), а потом пройти по Ялтинской яйле до Большого каньона, откуда вернёмся опять в Ялту, например, через Ай-Петри.
3 мая. Но человек предполагает, а Бог, как говорится… Утром мы собрались, сдали квартиру и выдвинулись на поиски подходящего транспорта, который довёз бы нас до Козьмо-Дамианского монастыря. Конечно, мы догадывались, во что нам это влетит. С таксистами пошёл договариваться Василий. Он и принёс нам весть о том, что в Крымском заповеднике на даче отдыхает пан Кучма, в ту пору президент Украины, и дорога туда перекрыта. Надо было что-то решать. "Ничего страшного. Давайте пройдём тот же маршрут, но от конца до начала", - предложил я. То есть, сначала мы идём в Большой каньон, там Борька нас покидает, а мы идём далее по Ялтинской яйле до заповедника и уже из него возвращаемся обратно в Ялту. А вначале заберёмся на Ай-Петри по канатной дороге - тоже значительная крымская достопримечательность. Все в общем согласились со мной. Правда, потом, при каждом удобном случае, не забывали с издёвкой напомнить мне об этом, особенно Василий. И ещё одна неприятная вещь. У меня с этого момента сломался затвор фотоаппарата: ламеллы изогнулись так, словно кто-то швырнул в него топор. Что самое обидное, заметил это я только в Москве; он срабатывал, но на плёнке ничего не получалось. А заметь я это сразу - его можно было бы починить в полевых условиях. Тем не менее, решение было принято, мы доехали на троллейбусе до автовокзала, где сели на Симеизовскую, кажется, маршрутку, и доехали до Мисхора, где начинается "канатка". Количество желающих добраться до Ай-Петри по канатной дороге напомнило очередь первых дней после открытия первого "МакДональдса" в Москве в начале 1990 года. Кроме шуток, мы потеряли в этой очереди часа три. Стоит недёшево, да ещё плати за рюкзаки! Нет, подъём по "канатке", да и сам Ай-Петри оставил не самые яркие впечатления Крыма. Кабинка летит довольно быстро, километров 20 в час, но метров за 40 до верхней площадки практически останавливается (это она тормозит), и этот момент публика переживает довольно нервно. Красивы скалы Ай-Петри, поросшие крымской сосной на, казалось бы, немыслимых уступах. Сам Ай-Петри напоминает какой-нибудь Парк Горького в воскресный день. Полно народу, везде - лотки с сувенирами, мороженым, пахлавой и другими татарскими сладостями, фотографы, несколько баров… Мы не удержались и сфотографировались с визжащим полосатым кабанёнком за 5 гривен. Проехав на "шестёрке" километров 13, при этом багажник с нашими рюкзаками не закрылся, мы начали маршрут в Большой каньон с большой поляны, расположенной южнее. Мы хотели зайти в него сверху, а не с "устья", как все нормальные люди. Но мы-то не ищем лёгких путей! Пройдя километра 2 с половиной через поляну и буково-дубовый лес, хотели найти дорогу, идущую вдоль каньона с востока, обозначенную на 0,5 км карте. Но мы её не нашли. После недолгих раздумий, решили спускаться напрямик, прямо в устье ручья, по лесу. Это был экстрим! Каменистый склон, почти без травяного покрова, но усыпанный опавшими листьями, молодые буки и дубы сантиметров по 15-30 в обхвате, и уклон градусов (не соврать!) 35-50! Аккуратнее, притормаживай и хватайся за стволы! Минут через 20 такого спуска с прерывистым матом мы оказались в небольшом распадке, куда, очевидно, стекает талая вода. Ноги почти по колено утопают в прошлогодней листве, а под ней - лёд! В принципе, по карте до дна ещё где-то километр. Но это, во-первых, по карте, а во-вторых, проекция. Здесь Боря решил нас покинуть насовсем и стал карабкаться вверх, обратно, а мы продолжили путь вниз. Где-то минут через 20 он к нам вернулся, решив всё же переночевать с нами. И мы продолжили спуск вместе. Мы резали склон, иногда нам приходилось подниматься на другую сторону распадков. Мы шли не цепочкой, получилось, что Саня шёл выше всех, за ним я, потом Василий, а Боря замыкал. На одном из склонов торчали здоровенные глыбы, Василий ухватился за одну из них - она закачалась. "Осторожно, "живой" камень!", - предупредил наш друг Бориса, который шёл ниже, метрах в трёх. Вася - своеобразный малый, иной раз его действия опережают мысли, и, видимо, из лучших побуждений через секунду он этот камень сорвал вниз, конечно, чтобы Боря не смог невзначай воспользоваться этой опасной опорой. Словом, ещё через секунду каменюка полетел чётко в Бориса. Слава Богу, у нашего друга оказалась нормальная быстрая реакция! Не хочется даже думать, что могло бы произойти… Жив бы остался, конечно, но ноги переломал бы запросто. Хотя сверху это выглядело даже смешно, в духе "Стой, стрелять буду! Стою! Стреляю!" Разборка на высоких тонах длилась минут 5, после чего мы продолжили наш тернистый путь. Через некоторое время склон стал более пологим, нам несколько раз попадались костровища. Ещё через какое-то время мы нашли небольшой ручеёк, наклон склона рядом позволял поставить палатку. Мы разбили лагерь. Я ходил на разведку вниз по склону, ниже наклон опять увеличивался. В одном месте образовалась поляна, деревья выворочены, как от селевого потока, а склон такой, что с рюкзаками точно не пройти. Значит, завтра придётся опять брать правее. Погода, к слову, была тёплой и солнечной весь день. За ужином мы закатили прямо-таки пир! Часам к одиннадцати, как это обычно и бывает с нами в таких случаях (да ещё и в таком романтичном месте), мы уже вовсю разглагольствовали на разные темы, от житейских до философских. Всё было бы совсем прекрасно, если бы в темноте я не наступил на антенну своего же приёмника, одно колено которой пришлось потом обломать. Вообще, вчетвером в моей палатке довольно тесно. Ночью несколько раз кричала серая неясыть, подлетая иногда довольно близко к палатке. Приключения продолжаются!
4 мая. Солнечный прекрасный день. Утром Санька с Василием ходили вниз на разведку и достигли-таки дна каньона, по которому течёт ручей. После завтрака Боря, оставив себе минимум продуктов, покинул нас вторично. Часов в полдвенадцатого двинулись и мы. К ручью мы спустились довольно быстро. На дне в начале каньона сливается несколько ручьёв, некоторые из них пересохли. Не всегда удобно было идти по руслам, часто перескакивая с одной глыбы на другую, и иногда нам приходилось снова забираться на склоны, особенно на уступах. Часа через два мы вышли к довольно широкой поляне и нашли на ней тропинку. Здесь ручей (и каньон вместе с ним) делает поворот с юга на запад. Ах, что за красота вокруг! Листочки буков и дубов уже распустились и окрестные горы приобрели зеленовато-розовато-коричневый оттенок. Впереди справа высятся лесистые скалы Хуш-Кая и Орлиный Залёт, ещё правее - г. Биликля, слева - тоже лесистые горы. Тропинка по каньону стала шире, нам попалась сначала одна тургруппа, потом другая, третья, пока плотность людей на квадратный метр не стала соответствовать таковой где-нибудь в парке Сокольники в тёплый праздничный день. Везде - одиночные палатки и целые палаточные лагеря, много детей и юношества. Сильно выбитая дорожка идёт по северному склону над каньоном, то сбегая вниз, то карабкаясь наверх. Люди по преимуществу вежливые, почти со всеми встречными мы здоровались, кое-кто просил попить водички, как по-русски, так и по-украински. Я сначала снимал рюкзак и всем давал в руки полуторалитровую бутылку, но потом стал просто показывать пальцем на карман рюкзака, откуда она торчала. Часто спрашивают дорогу; один турист средних лет, увидев у меня на шее бинокль, сказал нам, что сегодня вечером, около 23.00, будет полное лунное затмение, явление довольно редкое и красивое (луну при этом, как я помнил из школьного курса астрономии, видно). Через некоторое время мы вышли на неширокую террасу, откуда открывался величественный вид на Большой каньон Крыма, вероятно, в самом красивом его месте. Здесь он как раз делает небольшой поворот с северо-запада на юго-запад. Вниз разверзается пропасть метров на 300, на этом и противоположном склоне высятся стены величественных неприступных скал, выше которых за горизонт волнами уходят кажущиеся бескрайними горные леса. Пока мы с Саньком обозревали всю эту красоту, Василий, посмотрев на соседнюю скалу, крикнул нам: "Никогда не догадаетесь, кто там нам машет рукой! Это Боря!" По всей видимости, Бог Троицу любит. Опять встреча друзей, опять обмен последними новостями. Но время клонилось к закату, до захода солнца оставался где-то час, мы с завтрака почти ничего не ели, а планировали сегодня дойти хотя бы до дороги. В общем, только где-то в полдевятого мы спустились вниз и достигли очень красивого места, омута на ручье, которое называется "Ванна Молодости". Глубина совсем мелкого горного ручья здесь по грудь. Сначала мы просто хотели согреть здесь чаю. К "ванне" подходили разные люди и, раздевшись, окунались туда, как правило, быстро выскакивая. Подошли и две симпатичные девчонки лет по 20-ти, и тоже туда же. Этого я уже вытерпеть не мог, быстро разделся и тоже сиганул. Причём нырнул без трусов, чтобы их не сушить, за камушком, в общем, меня не должно было быть видно. Вода обжигает, градусов 6, не больше. И горилки перцовой осталось меньше полбутылки. Когда одевался, перекинулся парой слов с этими девушками, потом Василий пригласил их на чай. В сумерках пришлось поставить палатку практически на дороге, благо ночью по ней никто не ходил. В общем, мы классно провели время. Обе - киевлянки, но с русскими корнями, одна из них часто бывает в Смоленске. Говорили обо всём: о путешествиях, музыке и других увлечениях, о впечатлениях о Москве, Киеве и других городах, о политике… После 11-ти ходили до небольшого уступа и смотрели лунное затмение. Луна была бледно-розовой. Потом вернулись к нашему костру, пели песни, курили Борькину трубку, но на моём аппарате фотографии, понятно, не получились. Сидели до начала четвёртого, пока от усталости и недосыпа не стали слипаться глаза.
5 мая. Почти весь день погода была неплохой. Утром Боря с нами простился, теперь уже окончательно. Нам пришлось быстро собираться, потому что стояли мы на дороге, а народу туда-сюда стало ходить немало. До трассы было не больше километра, оказывается, вход на территорию каньона платный (там шлагбаум), стоит 3 гривны с человека. Теперь наш путь - на Ялтинскую яйлу, пройдя через которую, мы думали оказаться в Крымском заповеднике. На трассе практически сразу поймали УАЗик-батон, объяснили, куда нам, шофёр-татарин запросил 80 гривен. Мы побросали назад рюкзаки и залезли сами. Весь путь до яйлы прошёл в разговорах о нелёгкой доле горного бомбилы и о современном житии и судьбах крымских татар. На импровизированном рынке на вершине яйлы купили полуторалитровую бутылку вина, бутылку горилки и перекусить. Дорого, конечно. А потом мы пошли на северо-восток, вдоль всей яйлы. Здесь много посадок сосны и белокорых берёз. Сели на пригорок перекусить, попробовали местного винца и обнаружили, что у нас кончилась соль. "Я сейчас", - вызвался я, увидев невдалеке группу туристов с украинским флагом. Я спустился к ним, это были студенты из Киева. В общем, Украина помогла России. Даже пакетик нашли. Вообще, туристических групп здесь довольно много. Далее дорога ведёт вдоль сохранившихся стен княжества Филодоро, средневекового государства так называемых христиан-иконопоклонников, беглых греков из Византии, 8-13 в. н. э. Во-первых, удивляет, что они очень невысокие, в среднем ниже человеческого роста, и совсем не толстые. Ну, ладно, за долгие века они могли сильно осесть и обрушится. Но, во-вторых, если вдуматься, от кого люди этими стенами хотели защититься? От пришельцев с моря? Так склоны и скалы яйлы, по крайней мере в этом месте, защищали в сто раз лучше всяких стен, тем более таких немощных. От кочевников с суши? Так это небольшой участочек на самой верхотуре, его можно обойти, где хочешь, хоть с моря, хоть с гор по долинам и разрывам… Вот загадка! Стали часто попадаться карликовые кустики сосны Коха (фактически - морфа сосны обыкновенной), совсем как кедровый стланик на Чукотке. Под горой Рока, с северной стороны, стоит обелиск партизанам, сражавшимся и павшим в Великую Отечественную в этих местах. Недалеко от этого места открылась удивительная панорама. Было видно море с двух сторон: на запад, в сторону Ялты, и на восток, где в бинокль был виден Севастополь и даже корабли на рейде. К вечеру натянуло облаков и как-то сильнее задуло. До сумерек оставался час, не больше. Мы вышли, судя по рельефу, к тому месту, какому и планировали, где на карте показан ключ. Облазили это место всё, ранней весной здесь явно был ручей, но он пересох. Попробовали двинуться дальше, к горе Лопата, но увидели небольшой снежник на склоне в сторону Ялты. Рядом - небольшая сосновая рощица естественного происхождения. Здесь мы и встали с палаткой. Воды у нас было литра два, не больше, и мы ковыряли талый снег. Зачастую он, смёрзшийся, лежал на маленьких кустиках карликовых сосен.
6 мая. Вот мы и попали. Горы накрыли обложные низкие тучи, утром был мощнейший туман, а днём задул такой ветер, что это сразу вызвало воспоминания о горной тундре на Чукотке. Всю первую половину дня моросил дождь, температура за весь день была градусов 8, не больше. Такую погоду мы благоразумно решили переждать. Весь день занимались тем, что сначала пытались развести, а потом не дать потухнуть костру, сушили сосновые дрова, цедили через марлю грязную талую воду, готовили пищу. Отдыхали, слушая радио ФМ-диапазона, которое ловилось здесь отлично, а программ - не меньше, чем в Москве, в основном Симферопольских. Больше всех сокрушался Саня. Это и понятно, ведь он, заядлый фотоохотник-любитель, хотел поснимать разных птиц и зверей, а в заповедник мы уже, вероятно, не попадём. Вася тоже расстроился; он больше подтрунивал надо мной, валяющимся в спальнике с почти блаженным видом: мне-де хорошо, я, мол, всего уже успел повидать-поснимать!. Вечером облачность чуть-чуть разогнало и сквозь туман даже выглянуло солнце. Ах, какие кадры я тогда запорол: капельки на иголках сосен на фоне скал, рваных низких облаков и солнца в тумане, и всё это в туманной дымке. Правда, несколько таких снимков сделал Саня, но у него был простенький аппарат , полуавтоматический белорусский "Эликон". Внизу, с обрыва перед скалами, стала видна Ялта: зрелище впечатляющее. А в темноте, полная ярких огней, неоновой рекламы и прожекторов, и подавно. Я подумал: вот ведь контрасты! Всего каких-то пять километров вниз; мы тут мёрзнем в палатке на верхотуре, а внизу народ отдыхает и предаётся разным, часто недешёвым, развлечениям. Нет, я не роптал "на свою незавидную долю", это было просто в своём роде забавно. Show must go on!
7 мая. С утра - отвратительная погода. Туман. Рваные кучевые облака. Дождями смыло почти весь снежник, и нам уже неоткуда было брать воду. Надо было что-то решать. Вчера вечером мы нашли тропинку, спускающуюся через скалы вниз, к Ялте. По ней и пошли, рассчитывая пройти в заповедник по максимуму, куда-нибудь в район ущелья Уч-Кош. Крутой спуск. Влажный лес на склоне яйлы из сосны крымской, дубов, бука, вяза, ясеня, рябины казался сказочным. Кроны некоторых сосен, как бы сбитые вверх и на одну сторону, напоминали "пьяный лес". Какие кадры опять были потеряны! Минут через сорок экстремального спуска мы вышли на поляну. Пейзаж склона Ялтинской яйлы, по которому мы спускались, ассоциировался с каким-нибудь Гвианским нагорьем в Южной Америке, или Австралийскими Альпами где-нибудь в районе Кэрнса. От поляны одна дорога, наезженная, шла вниз, явно в Ялту, другая вверх, вдоль склона, в урочище Камбопло. По второй мы и пошли. Встали мы с палаткой недалеко от ручья, заключённого в трубу, на самой дороге, которая здесь фактически кончалась, под высокими крымскими соснами. Далее на восток, в сторону заповедника, дорога была завалена поваленными стволами сосен и заросла колючими кустарниками, в том числе ежевикой. Саня поснимал большого пёстрого дятла у гнездового дупла. Распогодилось только к ночи, и над нами расстелилось чистое звёздное небо. Ночью опять несколько раз прокричала серая неясыть.
8 мая. Циклон, слава Богу, прошёл, как его и не бывало. Солнечно, тепло и сухо! Днём ходили с Саней в пределы заповедника, до довольно глубокого ущелья. Какая красота! И опять сосны крымские, вязы, дубы и буки. Несколько раз нам попались полянки с жёлто-зелёными свечками асфоделины крымской, эндемичного растения. Саня фотографировал опять дятлов, московок и обыкновенных горихвосток у гнезда. Пока мы ходили, Василий уже свернул наш лагерь, и в начале шестого мы двинулись в путь. По урочищу, до ручья, дорога спускалась серпантином по густому лесу из корабельных крымских сосен (иногда поражаешься, за что цепляются корни!), за ручьём пейзаж с тем же самым сосновым лесом стал напоминать парковый. Мы прошли через деревню Отрадное, вышли на шоссе и оказались в Ялте, в районе новостроек. От одной из молоденьких девушек, у которых мы спросили дорогу на автовокзал, разносился такой шлейф парфюма, от чего мы уже успели отвыкнуть за несколько дней горной (или горской?) жизни… Снять квартиру на ночь 8 мая оказалось дешевле, чем 1-го. Вечером нам пришлось закупать крымские вина в явно не самом дешёвом круглосуточном магазине на набережной, потому что завтра мы уже этого сделать не успевали. Ужин в армянском ресторанчике на набережной, с массандровскими мускателями и мускатами, был хорош. Нет, эту поездку я буду помнить ВСЮ ЖИЗНЬ.
9 мая. Погода вполне крымская. На миниавтобусе, при цене, немногим превышающей троллейбусную, от Ялты до Симферополя раза в 2,5 быстрее. Долину Привидений очень хорошо видно с дороги, после поворота от Алушты. Думаете, приключения наши на этом закончились? Ещё вчера по радио мы слышали, что в Мелитополе взорвались склады с боеприпасами, пятеро погибших, есть раненые. И, главное, снаряды продолжают рваться. В общем, Симферопольское шоссе и, главное, железная дорога, перекрыты. Поезда пускают в обход. Наш московский поезд уходил из Симферополя в 12.20, а прибывать должен был 10-го утром. То есть, мы были уже готовы к тому, что придётся слегка зависнуть. Вообще я воспринял всё это где-то даже с радостью, ведь путешествие ещё не закончилось, ПУТЕШЕСТВИЕ ДОЛЖНО ПРОДОЛЖАТЬСЯ! В Симферополе, в привокзальном магазине, мы докупили крымских вин. Поезд уходил во время, но объявили сразу, что он прибудет с ориентировочным опозданием в 4 часа. Правда, состав, даром что московского формирования, оказался совершенно другим, к нему понаприцепляли дополнительных вагонов, а наш оказался каким-то давно списанным плацкартом. От Джанкоя нас пустили в обход через Херсон, далее - Снегирёвка, Апостолово, Днепропетровск, Новомосковск, Павлоград, где мы снова попадали на главную трассу. Расстояние от Джанкоя до Херсона, 181 км, поезд наш проехал за 6 часов, со скоростью 30 км/час, как последний эшелон из Донбасса на Урал в 1942 году. После города Красноперекопск в северном Крыму на долгие километры тянутся мелководные лиманы; в лесополосе из белых акаций у полотна железной дороги устроили колонию цапли, в основном серые, но встречались и малые белые, и пара или тройка египетских. Это очень редкий вид для этих мест. Нам опять попались замечательные попутчики: очень симпатичная девушка (замужняя, но ехала одна), пожилой хирург с супругой, который мастерски травил анекдоты на медицинские и темы дружбы народов мира. Познакомились мы и с двумя девушками вообще из другого вагона, которые шли мимо и спросили, нет ли у нас чаю. Обе живут в Подольске и, поскольку это как раз курское направление и поезд проходил мимо станции, просили нашей помощи, чтобы мы договорились с машинистом, чтоб тот на перроне притормозил, чтобы девчонки смогли спрыгнуть. Словом, опять же, прекрасно провели время. Вместо четырёх часов мы опоздали на тринадцать с лишним. Главное, чего мы боялись, - не успеть на метро, потому что у всех нас, во-первых, денег только на него и осталось, во-вторых, завтра всем на работу. Но - успели. Крымские приключения закончились. Начались другие, подчас не менее захватывающие и экстремальные.
Люди! Не давайте повседневной обыденности поработить себя! Ищите приключений! Если не найдёте - обращайтесь к нам. За нами "не заржавеет!"