КРЫМ-2004. Весенний поход.

Мы думали, думали, и, наконец, придумали. Мы это я, Борис, Саша и наш друг Василий. Вчетвером едем в Крым на майские праздники! Первая, пожалуй, интересная вещь, что едем мы разными путями. Борька совсем не хотел терять ни дня с начала отпуска и рвануть аж 23-го апреля, но при этом уехать раньше, чтобы быть в Москве не позже 6 или 7 мая. У Сашки с Васькой были дела, и они могли выдвинуться лишь 29-30-го, а возвращаться 9-го мая. Ну а я, как истинный орнитолог, в смысле вольного полёта, решил не лишать себя максимального удовольствия, тем более, что действительно очень устал морально на работе, и сделать своё пребывание в Крыму максимальным из всей группы. То есть поехать с Борькой 23-го апреля и уехать с ребятами 9-го. Всё вроде бы подробно распланировали на километровых картах по дням. Решили с Борькой в любом случае посетить Феодосию, Коктебель и Кара-Даг, потом пройти через Караби-яйлу, по возможности перейти через Тирке на Демерджи-яйлу, в долину Привидений, откуда уже доехать до Ялты, встретиться с ребятами, потусоваться в Ялте 1-2 дня и затем, уже вчетвером, поехать в Крымский заповедник, где Боря нас покинет, а мы, уже втроём, по-возможности, дойдём до Большого каньона, откуда дойдём до трассы и, опять же через Ялту, доедем до Севастополя, где хотели бы посетить панораму Севастопольской битвы и Херсонес, и уехать из Севастополя, было бы здорово посмотреть здесь парад Победы.

31-го марта мы вчетвером, с прерывистой торжественностью, поехали за билетами. При внимательном просмотре расписания поездов дальнего следования на Павелецком вокзале обнаружилось, что оно несколько отличается от напечатанного в начале года в справочнике. Изначально мы хотели вместе с Борисом поехать в Феодосию, где у него живут родственники, с которыми он не виделся со времён перестройки и распада СССР, а оттуда - в Коктебель. Но Феодосийский поезд уходил из Москвы не утром, а днём, и прибывал в пункт назначения под вечер, в 4 часа. То есть, ни в какие музеи мы не успевали. Этот вариант меня не устраивал. Я же, впечатлённый рассказами своего отца, хотел по возможности посмотреть также и Бахчисарай, а уже оттуда следовать в Коктебель, а Феодосию, тоже очень достойный город, посетить после. На это не соглашался мой друг, ибо у него не было желания трястись на автобусе через 2/3 Крыма. Решили так: я еду на Севастопольском поезде в бывшую столицу Крымского ханства (Бахчисарай), а Боря - на прямом поезде в бывший древнегреческий город-колонию (Феодосию), потом мы встречаемся в Коктебеле. У Василия с Александром не возникло проблем с покупкой билетов "туда", но нам троим не продавали билеты "обратно" из Севастополя, пришлось брать из Симферополя на 12.20. Придётся доехать на электричке.

Таким образом, наша диспозиция выглядела следующим образом: утром 23.04 стартую я на Севастопольском поезде и прибываю в Бахчисарай утром 25-го. Днём 23-го стартует Борис на Феодосию, куда прибывает под вечер 25-го. Я еду в Коктебель из Бахчисарая, с предполагаемой ночёвкой в Симферополе, Борис - из Феодосии, что раз в 15 ближе, он снимает в посёлке для нас двоих комнату, и мы оба встречаемся 26-го у дома-музея Максимилиана Волошина с 12-ти до 13 часов местного времени. Наши запланированные маршруты указаны выше. 30-го в Симферополь стартуют Санька с Василием, и 1-го вечером они в Ялте, где снимают квартиру для нас четверых. 1-го мы встречаемся в Главном Городе Южного Берега Крыма на Главпочтамте в 17.00. Далее - смотри выше.

В поезде со мной ехали очень интересные попутчики: интеллигентный начитанный симферополец лет 40-ка и пожилая пара москвичей, но он родом из Судака. Эти двое ходят по Крыму, в основном восточной его части, следопытствуют в плане партизанских отрядов Великой Отечественной. Он физиолог, до сих пор преподаёт в каком-то медицинском ВУЗе (не помню), а учился в МГУ на биофаке. Так вот, когда он рассказывал про свою студенческую полевую практику по зоологии позвоночных в Малинках под Звенигородом, это было в начале 1960-х, я его спросил, кто у них её вёл. И он, не сразу, но припомнил: Константин Николаевич Благосклонов! А лекции читали в том числе Смолин и Тимофеев-Ресовский. Зовут этого милого человека Борис Евгеньевич, именно он и посоветовал мне, когда мы будем на Караби-яйле, посетить очень красивое урочище Чигинитра на восточном склоне. В общем, мы отлично провели время в основном за всякими разговорами, начиная от погоды и фенологии в Крыму в апреле и заканчивая судьбами нашей великой в прошлом страны. Симферополец, его звали Василий, предложил мне остановиться на ночь у него дома. На том мы и расстались практически друзьями.

С утра 24-го апреля в северном и центральном Крыму прошёл дождь, вообще довольно прохладно. Всё зеленеет, уже зацвели яблони-груши-персики, а абрикосы уже даже отцвели. В равнинном Крыму обращает на себя внимание довольно большое количество новопостроенных мечетей с минаретами, что и понятно - за перестроечное и самостийное время сюда вернулось много татар. Бахчисарай. Примечательно, что камера хранения, где я оставил свой большой рюкзак, есть на автовокзале, а на железнодорожном её нет. Действительно много татар и татарок, из которых последние молодые встречаются очень даже… Ханский дворец 16-18 в.в. впечатляет, он довольно скромный и вообще небольшой. Но построен со вкусом. Портал главного входа во дворец делал Алевиз (Фрязин) Новый в 1503-04-м годах. Да, да, тот самый, который строил Архангельский собор в Московском кремле. Ехал-то этот самый Алевиз из Италии в Москву через Крым, и Менгли-Гирей, тогдашний хан Крыма, его решил попридержать для своей пользы, но через год отправил Ивану III с почестями и грамотой, что тот, мол, добрый мастер и своё дело знает хорошо. Ханским жёнам в гареме позволялись по мусульманским понятиям вольности - ходить без паранджи и не прикрывать запястья. Удалось мне втихую сделать пару снимков и на ханском кладбище, куда, в общем-то, не пускают.
У дворца чебуреки, пахлава - действительно вкусно, но дороговато для Украины (2 грн.).

Потом я доехал на маршрутке к пещерному Успенскому монастырю и пещерному городу караимов Чуфут-Кале, что уже фактически за городом. Успенский монастырь 8-20 в.в. ныне действующий, фотографировать в нём запрещено. На скале - росписи 19-20 в.в. Сам зал церкви - метров 30 квадратных. Караимы - потомки хазар, тех самых исчезнувших кочевников Причерноморских степей раннего Средневековья; они иудеи по вере, но очень своеобразные. Именно здесь, в районе Бахчисарая, в горном Крыму, этот народ с тех времён дожил фактически до революции. К Чуфут-Кале, основанному ещё аланами в 6 в. н. э. и захваченному в 7 в. хазарами, мы ходили с местным частным экскурсоводом-одесситом, лет 50-ти, он весьма хвастлив и претенциозен (а толку немного), и с двумя молодыми парами с детьми, они из Севастополя. Одна из симпатичных молодых женщин стала строить мне глазки. Потом они спросили меня, откуда я, и женщины мне сказали, что были шокированы моим "выговором". Чуфут-Кале производит впечатление своей покинутостью и очень суровыми условиями проживания. С 13 в., с приходом татаро-монголов, город долгое время был фактически разделён на две половины - татарскую и караимскую. Просто поражают дорога с продавленными колеями в течение 600 лет в известняке. Огромное и мрачное пещерное сооружение Чауш-Кобасы, долгое время считавшееся тюрьмой, а на самом деле - подвальное помещение богатой караимской усадьбы. Татарский мавзолей (дюрбе) правительницы Джаныке-Ханым 15 в., прекрасный образец "сельджукской" архитектуры. Усадьбы богатых караимов из известковых блоков, стены, остатки ворот Орта-Капу, руины храма и мечети, и, наконец, две караимские кенаса (это их синагоги), 14 и 18 в.в. с жертвенными камнями (!). Около мавзолея Джаныке-Ханым наша компания сделала привал, мы полюбовались скалами-сфинксами на другом краю ущелья, одессит рассказал нам, что здесь снимали "Кавказскую пленницу" и ещё какие-то фильмы. Мы выпили-закусили, а расстались, вернувшись к Успенскому монастырю. С экскурсоводом же, звали его Георгий Леонидович, мы расстались у скал, где снимали "Спецназ", он поехал на маршрутке, а я неспеша пошёл к центру города по узкой улочке со старинными домами, мимо мечети с минаретом 17 в. Маршрутка до вокзала, подарки для Василия и его дочери, у которой, как он сказал, сегодня день рожденья, пивко в местном баре, где парень без церемоний подошёл и спросил меня, сколько стоит мой чешский рюкзак (из его довольно простого разговора с приятелем я понял, что он охотник-собачник). Небыстрая Симферопольская электричка, довольно много народу, много самодеятельных музыкантов, в том числе бэнды, а один даже играл на хамузе.

В Симферополе на автовокзале я сразу купил билет на Феодосийский автобус (он оказался мини-автобусом) до Коктебеля, куда тот заезжает. На такси в лабиринте многоэтажек не сразу нашли дом и подъезд Василия. Дома хозяина не оказалось, а была, по-видимому, его больная мать. Она отказалась меня впустить, сказав, что тот празднует день рождения дочери по другому адресу и приблизительно объяснила, как туда доехать. Я не поехал к нему, а поехал искать ночлег. Было уже довольно темно; выбираясь на трассу с общественным транспортом, я спросил дорогу у тётки пожилого вида, которая оказалась бомжихой, собирающей бутылки. Она долго рассказывала мне, как проехать несчастные две остановки до гостиницы "Москва", после чего долго желала мне счастливого пути и ещё множество всяких благостей. На маршрутке я доехал до какой-то площади, где мне сказали, что "Москва" совсем в другой стороне. Здесь я, не боясь, спросил у начальника патруля, молодого старшины, как уже доехать до какой-нибудь дешёвой гостиницы, мне вроде объяснили. Но после этого началось самое интересное. Когда я переходил по подземному переходу улицу, меня тормознул другой патруль, младший сержант и рядовой, они попросили показать документы. Несмотря на то, что у меня всё было в порядке, они потащили меня куда-то в темноту, прочь от освещённой центральной улицы. Тут-то я и подумал, что "попал". Совсем ничего хорошего я не подумал, когда они завели меня на задворки опустевшего рынка. Но провели в каморку в подсобке, видимо, это их пункт на рынке. И давай обыскивать. В общем, перетрясли мой малый рюкзак (у меня их было два), потом пришёл тот самый старшина, к которому я полчаса назад обратился на улице, я сам предъявил им свой довольно безопасный нож, который у меня был в жилетке, проверили мой бумажник с деньгами. И задавали при этом такие дурацкие вопросы! В общей сложности они промурыжили меня минут 25. Затем я подписал протокол, а старшина посоветовал мне попросить любого таксиста отвезти в эту самую дешёвую гостиницу. Что я и сделал. На "копейке" за 10 гривен водила довёз меня до гостиницы типа "Автодор" пролетарского типа, где за 50 гривен я снял сносный номер, удобства на этаже.

День 25 апреля выдался солнечным и тёплым. Нет, всё же проехать через 2/3 Крыма, из Симферополя в Коктебель, это здорово! Уже после поворота на Коктебель на прилегающих к дороге холмах кое-где попадались красные маки. Красота! Морской горизонт расплывается в синеватой дымке. На окрестных горах кое-где рваной ватой висят облака. В зарослях недалеко от автостанции пел южный соловей (он так называется по научному, это другой вид, у нас обитает обыкновенный). До дома-музея Волошина, который оказался закрыт по причине понедельника, оказалось близко. Пока ещё нет наплыва туристов, всё готовят к новому курортному сезону. Я был в Коктебеле в 1991 году, но с тех пор всё изменилось. Рестораны, кафе-бары, магазинчики… У дома Волошина сделали гранитную набережную. Пока я поджидал моего друга, ко мне приластилась молоденькая кошечка черепаховой окраски, которую я немного угостил остатками колбасы из своего сухого пайка. Борис появился где-то в без десяти час. Он снял комнатёнку всего за 10 гривен; всё утро ходил по берегу моря в сторону Кара-Дага и кое-что наснимал интересного на видеокамеру и фото, например, бакланов и зимородка. Сказал, что у нас час сорок на обед сборы и дорогу, и в 2.20 нас ждёт с экскурсией егерь из Кара-Дагского заповедника на окраине Коктебеля. Мы не успели и нам пришлось догонять экскурсионную группу по горной дороге до большой и известной скалы-останца "Чёртов палец". Где-то с полдороги нас подвёз на машине сын этого егеря. Мы ему дали немного грошей, и он был немало удивлён. Вообще мы с Борей старались везде расплачиваться за оказанные нам транспортные услуги, пускай людям было по пути, но часто вознаграждение не ожидается даже в таком курортном месте, как Крым. Кара-Даг! Несмотря на то, что это довольно известное и посещаемое место, мне здесь понравилось, пожалуй, больше всего. Горы, ошеломляющие пропасти, скалы-останцы и нагромождения скал вулканического происхождения. Разноцветные вулканические породы. Грабовые леса с примесью скального дуба, точнее сказать, заросли средиземноморского типа. Цветущие дикие груши, тёрн и другие дикие плодовые деревья, цветущие маки, коктебельские тюльпаны и пупавки Траншеля (оба эндемики), пионы крымский и даурский… А сколько историй и красивых легенд связано с этим местом! На Святой горе мы обнаружили пару сапсанов. Наш экскурсовод-проводник сказал, что они здесь гнездятся, но, понятно, высоко на неприступных скалах. Он оказался романтиком и ещё и поэтом. За Святой горой мы встретили четырёх студентов Киевского Университета: трёх девушек и парня. Наш провожатый начал их расспрашивать, кто, мол, такие, откуда и что здесь делают. Они ему всё объяснили, что они из Курортного (по ту сторону Кара-Дага), где биостанция КГУ, у них практика, а сами, они, кажется, ботаники. Мы с ними, по пути туда, перекинулись парой слов, а по пути обратно, поотстав от группы, познакомились и уже разговорились. Они попросили у нас водички, я дал им пластиковую бутылочку. Возвращая её мне, сказали: "Спасибо!". "Будь ласка!", - мой был ответ. Они были поражены. Одна из них, рыжая стройная девушка, была очень даже… Мы бы легко могли напроситься к ним в гости и всё такое. Но… труба, как говорится, зовёт, и "первым делом - самолёты!". На обратном пути, у шлагбаума заповедника, я присел передохнуть, и пока Боря лазил по кустам в поисках кадров диких животных и птиц, ко мне подошёл бродяга с посохом. Довольно симпатичный старичок, сам из Харькова, облазил почти весь Крым пешком, но в этом месте первый раз. Он работает с деревом, делает всякие фигурки из подходящих веточек и корней. Многие породы дерева, по его словам, имеют целебную силу, и он долго агитировал нас (Борька уже вернулся) за лечение деревом и вообще здоровый образ жизни. Его кизиловый посох, ручка которого выглядит с одной стороны уточкой, с другой оленем, а с третьей зайцем, запечатлён на фотоплёнку.

Коктебель - место тусовочное и, можно сказать, богемное. Поэтому вечером мы пошли в ресторан с соответствующим названием. В прихожей - фотографии всяких знаменитостей, в разное время его посетивших, просторный зал, деревянные полочки с икебанами и всякими композициями из дерева (чувствуется рука дизайнера), музыка - исключительно Утёсов, Козловский и иже с ними, приветливая вежливая симпатичная официантка. Кроме нас, посетителей было ещё четверо или пятеро. Изысканная европейская кухня, ядро винной карты, конечно, составляет Массандра, в том числе коллекционная. В общем, чувствуешь себя приобщённым к сливкам общества. Опять же, разительный контраст с нашими дневными маршрутами.

26 апреля. С утра было солнечно, но часам к 14 небо заволокла сплошная пелена облаков, не рассеявшаяся до вечера. Тепло. Рано утром Боря ходил за несколько километров на пруды, расположенные недалеко от Коктебеля, где поснимал пролётных лебедей, вспугнул зайца. На Судак автобус был один, и только вечером. И мы решили поехать в Феодосию. Это довольно большой город с большим количеством достопримечательностей. Здесь несколько православных храмов 19-20 в.в., четыре армянские церкви 15 в., рядом с одной, церковью Святого Саркиса, где его отпевали, - могила Айвазовского (он ведь был армянином), сохранившийся армянский фонтан 16 в., мечеть Муфтий-Джами 16 в., башни городских укреплений 14 в., из которых наиболее сохранилась башня Константина, генуэзская крепость (не так хорошо сохранившаяся, как в Судаке, но всё же очень впечатляет) тоже 14 в… Музей А. С. Грина, как и краеведческий, был закрыт, но удалось попасть в музей Айвазовского.

Далее наш путь лежал на Караби-яйлу. На Симферопольском автобусе доехали до въезда в Белогорск. Мы решили закупить здесь кое-какие продукты, и мне пришлось идти до магазина несколько кварталов (ближе были закрыты). Выбор, кстати, небогатый, и закупил я не всё, что мы хотели. И здесь девушка-продавщица вслух восхищалась моей московской речью. Боря в это время договорился с машиной, и мужик на "шестёрке" довёз нас километров 20 до фермы, откуда до деревни Пчелиное, которую мы планировали сделать базой для похода на Караби, километра 4. Можно сказать, именно здесь началась основная часть нашего путешествия. Здесь мы ближе почувствовали весну в горах. То есть, мы её уже ощутили в Кара-Даге, но там слишком красива и необычна для нас неживая природа. А здесь!… Прохладные дубовые леса с примесью граба и рябины, цветущие дикие яблони и груши, пение птиц… Всё это на фоне невысоких пологих гор. Где-то через час мы вышли в довольно широкую долину, окружённую невысокими хребтами, на высоте около 500 м н. у. м. Справа простирался дубовый лес, слева - перелески. Вдали виднелся пруд. Трудно объяснить, почему, но этот пейзаж настолько впечатлил моего друга, что и сейчас он отзывается о долине Пчелиного как о самом красивом месте Крыма. Пчелиное - маленькая, по крымским понятиям, деревня, в ней всего 10 жилых домов, несколько домов брошены. Темнело, и мы хотели сначала расположиться с палаткой вообще посреди деревни, но местные женщины этого нам не советовали, ибо по селению ходят свиньи… Нам рекомендовали обратиться к Володе, местному фермеру, что мы и сделали. Он принял нас радушно и поселил на ферме, в довольно просторной комнате с двумя кроватями, столом, светом и электрической плиткой. Каждый день он предлагал нам парного молока без ограничений. Живёт он здесь уже лет десять с женой, ему очень нравятся эти места, сам - из Восточной Белоруссии, из-под Бобруйска. Воду мы брали в ручейке, бьющем из-под колодца у пруда. За стеной у нас был хлев, в котором жили свиньи. Прекрасные создания! Здесь были представители разных возрастов, от молочных поросят до взрослых крупных свиноматок и хряков. Ощущение, что у них чёткий распорядок дня: ровно в десять вечера у хрюшек был, видимо, отбой. До этого оттуда слышались разные, вполне естественные для этих животных, звуки, но после наступала гробовая тишина. Лишь иногда какой-нибудь поросёнок завизжит, скорее всего, слегка придавленный матерью, но быстро замолчит после призыва к порядку кем-нибудь из старших, выраженному в коротком отрывистом хрюке. Зато просыпались они рано, часов в пять, и многие начинали тереться о соседнюю с нами стену. К вечеру пошёл мелкий дождь, продолжавшийся почти всю ночь. Нет, Пчелиное - очень милое место.