В Ужгороде рано утром сыровато, но не холодно. Заново отстроенный вокзал, стилизованный под романо-готический замок, один из перронов заново крытый. Горихвостка-чернушка поёт (фактически ночью) прямо на крыше и карнизах вокзала.
Я сразу взял билет на поезд в Киев на 8-е число, на 14.23. Планирую направиться в Хуст и осмотреть также окрестности, а если получится, то и достигнуть сёл Среднего и Верхнего Водяного со знаменитыми деревянными церквями 15 и 17 в.в. Поезд на Хуст, фирменный дизель «Эдельвейс», отправлялся в 8.55, и мне посоветовали ехать на мукачевской электричке до Батево, а там пересесть на дизель на Солотвино. Электричка как электричка, в меру раздолбанная, стоит в Чопе минут 15. Из Ужгорода в Чоп едет много местных рыбаков, благо водоёмов в округе хватает: это и река Латорица, впадающая в Тису уже в Венгрии, и многочисленные каналы и пруды. Утром на полях лежит неплотный туман в синеватой дымке. Здесь в деревнях и сёлах, подчас немаленьких, немного заброшенных домов, видно, что люди живут, хоть и небогато, строятся, занимаются сельским хозяйством (очевидно, помимо зерновых и кукурузы в ходу и другие культуры, есть сады, хотя могло быть и больше, виноградники, у всех огороды, плюс животноводство различного направления). В Чопе, приграничном городе-таможне, электричка стоит минут 15, потом идёт в обратную сторону, поворачивая на Мукачево от станции Батево. Мукачевская ветка, основная, электрифицированная, уходит на север, а прямо, на восток, идёт неэлектрифицированная одноколейка. Здесь оказалось, что дизель идёт только до Королево (именно Королeво, как говорят местные), а это километров за 15 до Хуста. Надо было опять пересаживаться. Людей в общем в поезде немного, практически все говорят по-украински, с закарпатским, видимо, акцентом, молодёжь тоже, в Вылоке села мадьярская семья. Забегая вперёд, отмечу, что венгров в Закарпатье немало (хотя я думал, что ещё больше), живут они в основном компактно в приграничных мадьярских сёлах и посёлках с характерными названиями (Вылок, Кидьош, Астей, Четфалва, Неветленфолу, Галабор, Быйгань, Гуньяди, Бене и др.), по украински практически не говорят и не понимают, занимаются сельским хозяйством, в частности, садоводством, виноградарством и огородничеством, многие ездят работать в Венгрию и вообще имеют на свою историческую родину упрощённый доступ. В Королево все, ожидающие дальнейшей дороги, выгрузились, но солотвинский дизель безо всяких объявлений ушёл лишь минут через 20. Народу в нём уже было побольше.
Что касается пейзажей, впечатляет прежде всего обилие ветлендов (влажных местообитаний) на Закарпатской низменности. Много мокрых плоских равнин, заливных лугов, прудов, часто с заболоченными берегами и т. п., много и водоотводных каналов. Из культовых построек – в основном ухоженные костёлы, одно- и двубашенные, чаще под жестяными некрашеными крышами, как правило, нестарые, стиль – что-то типа необарокко, неоклассицизма и модерна. Много лесополос, попадаются куртины кустарников и деревьев, небольшие рощи, иногда и целые леса. За Виноградовым пейзаж стал оживляться невысокими горами, поросшими широколиственным лесом. Карпаты! Я несколько раз проезжал мимо этих гор, и вот, наконец, добрался до них самих. Красива долина Тисы, уже здесь, в своём верхнем течении, она образует множество рукавов и стариц. Большинство плодовых деревьев на равнине уже отцвели.
Утром свежо, день же был солнечный и почти жаркий. Очень большие здесь сёла: с населением в 1-1,5 тысяч считаются небольшими, нормальные – по 5-6 тысяч. Я вышел в селении Стеблевка, где, как говорят справочники, находится замечательная церковь Рождества Богородицы 1643 года. Большое село, в Средней полосе России оно было бы городом. В нём православный храм нестаринной постройки с двумя башнями «под звоном», мне объяснили, как пройти к искомой мне церкви. Я дошёл до двубашенного костёла. И вот на его территории я увидел, что искал – обгоревшие стены. Да, и здесь деревянные памятники исчезают, не знаю правда, насколько быстро (вспомнить хотя бы исчезнувшие в огне в недалёком прошлом подмосковные храмы в Сабурово на Москве-реке, Ивановском-Ермаково, Душоново или в Хатуни). Молодой парень, по всей видимости, звонарь, рассказал мне на смеси украинского с русским, что случись это 4 года назад, а костёл построили в 1998 году… Да, и всех встречных людей я поздравлял с Пасхой, хотя и не верующий, реже они меня, но все мы обязательно отвечали друг другу.