Я планировал застопить машину до Хуста, до которого отсюда было чуть менее 30-ти километров, за деньги или без. Попутный автотранспорт был, и не так, чтобы редкий, но никто не хотел тормозить. Наконец, уже пройдя километра два обратно по селу, навстречу мне проехала «копейка»-такси. Ну, думаю, всё равно будет возвращаться. Мне пришлось пройти ещё километра два, перейти в обратном направлении мост через Тереблю, пока, наконец, не показалась эта злосчастная «копейка», с пассажирами. Таксист, мужик лет пятидесяти, возвращался домой в посёлок Буштыно, и по пути развозил местных по деревням. Он и предложил мне не ехать в Хуст или даже Тячев, где гостиница в сутки стоит минимум гривен 50, а переночевать у него дома, что обошлось мне значительно дешевле. А узнав, что на следующий день я собираюсь в национальный парк Синевир, что километрах в ста с лишним, в горы, вызвался сам довезти меня туда. Не бесплатно, конечно, но, как я рассудил, разумно. Звали его Василий. Поздно вечером он запер меня, а сам поехал немного «подбомбить», вернувшись лишь в четвёртом часу утра.

3 мая

И этот день был солнечным, тёплым и замечательным. Как и планировали, мы с моим новым знакомым утром направились на его «копейке» в горы, в Синевир, по пути иногда подсаживая попутчиков, причём в одном из многочисленных сёл – целую семью из пяти человек, которые каким-то образом уместились на заднем сиденье. В селе Вильшаны мы остановились у источника, текущего из крана в маленький бассейн, с памятной доской о том, что здесь неоднократно в начале 18 в. бывал Ференц II Ракоци, венгерский правитель и национальный герой, более всего прославившийся тем, что организовал и возглавил антиавстрийскую войну венгерского дворянства, правда, тогда проигранную. О нём чуть ниже у нас ещё пойдёт рассказ. Василий вспоминал свою молодость в бытность свою фельдшером в этом селе в начале 1980-х, где кто сейчас живёт и что делает, здоровался со встречными. Показал мне место, где проходит знаменитый в позднебрежневскую эпоху газопровод Уренгой-Помары-Ужгород, рассказав, какая была здесь авария при строительстве его в начале 1980-х, когда с горы сползли две огромные трубы и придавили насмерть двух рабочих. Окрестные горы становились всё выше, покрытые ещё буково-дубовым лесом. Вильшаны – очень длинное село, протянувшееся по долине Теребли. То тут, то там встречались мостики, снесённые большим половодьем в 2000-м году, приравненном в этих местах к стихийному бедствию. В конце села, если смотреть «снизу», на реке находится плотина небольшой местной электростанции, вдоль которой мне позволено было пройти и пофотографировать местным сторожем, с которым разговорился Вася. Шум от этой плотины раздаётся на многие километры по долине. Примечательно, что в водохранилище вода Теребли, в принципе чистая и прозрачная, имеет бирюзово-зелёный цвет и довольно мутна, а по берегам его плавает так много мусора, что мне некоторое время пришлось регулировать фокус зум-объектива, чтобы он не попал в кадр. Берега этого водоёма, ранее буково-грабово-дубовые, ныне поросли сероольшатником. От Колочавы, где сошли наши попутчики, стал виден хребет Пишконя (высшая точка – г. Яблонец, 1600 м), склоны и вершины которого частично покрыты снегом. Здесь расступающиеся горы уже почти сплошь покрыты ельником. Кресты на известной церкви Св. Духа, тоже деревянной, покосились. Над западным входом висит храмоздатная доска, на которой написано, что строил сей храм некто Ференц Дьёрдь в год 1795 от Р. Х., когда был великий голод. Синевир – тоже очень большое село, центр туризма национального парка. Здесь довольно много магазинчиков, кафе и ресторанчиков, маленьких гостиниц и пансионов. Выглядит, в общем, довольно уютно. Но туристов ещё мало. Однако наш путь идёт дальше, к жемчужине национального парка – озеру Синевир. Всё выше и выше по долине Теребли взбирается дорога, всё ближе к реке подступают горы, всё более бурной, со множеством стремнин, перекатов, мини-водопадов, становится река. У впадении в Тереблю реки Озерянки – контрольный пункт со шлагбаумом. Дежурный лесник поздоровался с нами обоими за руку и сказал, что вход теперь – по 2 гривны с человека. Вася попытался отбазариться, но я безропотно отдал гроши за нас обоих (разговору-то!). От этого места мы свернули по хорошему просёлку вдоль Озерянки. На «стрелке» при слиянии двух рек, у подножия горы, стоит разрушенный железобетонный ДОТ «линии Арпада» - оборонительной линии фашисткой Венгрии, которую наши войска преодолели в ходе карпатской операции осенью 1944-ого. Странно он стоит и странно направлена его амбразура – на юг, в то время как, и всем и тогда это было совершенно очевидно, Советская армия наступала с востока и северо-востока. Лишь после, уже в Москве, от отца, учителя истории, я узнал, что «линия Арпада» строилась Венгрией в конце 1930-х г.г. против Румынии, с которой у Венгрии были тогда весьма плохие отношения. А в войне, и в частности, против СССР, они оказались по «одну сторону баррикад»… Воистину, неисповедимы пути Господни войны!

Предыдущая страница следующая страница





Экстремальный портал VVV.RU Rambler's Top100 TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Hosted by uCoz