В Москве 0-вая температура, снегу, правда, под Новый год подсыпало. Поезд № 141 Москва-Черновцы. Уходит в 12.35. Такого колхоза я не припомню давно. Пьяный дед, бывший лётный контрразведчик, притащивший с собой в вагон сумку и куртку своего случайного собутыльника с Киевского вокзала (тот, по его словам, свалил на другой поезд, ни "здрасьте", ни "до-свидания"), начал всех доставать своей пьяной болтовнёй, молодёжь люмпенского вида (не поймёшь, цыгане-хохлы, молдаване-хохлы, или и то и другое вместе; как я потом допёр, скорее всего это были московские "нищие", едущие с заработков домой, на отдых), коты, и… Украина, Украина, Украина. Русских почти нет. Весьма замызганный поезд, простая, как веник, проводница…
Лоханулся с обменом грошей, несколько сбитый с понталыку соседом по "купе" из Жмеринки, который сказал, что, во-первых, поменяю без проблем на вокзале в тех же Черновцах по хорошему курсу, во-вторых, что менялы могут надуть, в частности, в связи с вводом купюр нового образца. Первый меняла прошёл уже после Калуги; он и все последующие, кроме одной, меняли по 18:100, но последний прошёл ночью в Жмеринке. Я же не знал, что лучший курс предложит тётка в самом Брянске (18,8), у неё поменяла и наша проводница, но тётка была такая торопливая и не очень приятная, а в вагоне было так темно, что я не решился. В общем, выскочив во Львове (первый раз за всю поездку, кстати) на вокзал и увидев курс 1:5.41, я, не долго мысля, поменял 2 тысячи и довольно долго потом соображал и считал, почему мне дали только 330 гривен. "Догнал" окончательно только на вокзале в Станиславле (Ивано-Франковске), где у окошка банковского обменника увидел табличку с перечнем такс…
С соседом, мужиком из Жмеринки, разговорились о жизни и о политике. Моей концепции соответствовала только одна его мысль: выборы и последующие события - не что иное, как передел власти. Вещи он понарассказывал интересные: перед первым туром к нему приходили домой и давали 100 (!) грн., чтобы он проголосовал за Януковича, но он купил на них 2 бутылки горилки (и, видимо, закуски, и, видимо, осталось всё равно больше), а на выборы забил. И голосовал только третий раз (за Ющенко). Янукович очень некорректно вёл свою предвыборную кампанию, называя западынцев нехорошими словами, обещая всю Украину заставить работать на Донбасс и всё такое. Коррупция в высших эшелонах власти достигла предела; Кучма ныне - один из 10-ти самых богатых людей мира. Вопрос с Тимошенко был почти обойдён стороной, но всё же он согласился со мной, что она воровка. Но самое, пожалуй, главное, я узнал от него о странном "самоубийстве" министра связи и путей сообщения. Что-то там он наобещал Януковичу насчёт автобусов и спецпоездов с агитбригадами в Киев и не выполнил. Вот те раз!.. (Вот те два!). Кстати, насчёт агитбригад с Донбасса. По его словам, эти ребята - шахтёры какие-то неорганизованные (по сравнению с ющенковцами, по крайней мере); во-вторых, политически нестойкие: ющенковцы в Киеве напоили их горилкой (сами при этом они вполне контролировали ситуацию), и первых развезло, а пьяный шахтёр на вокзале ко всем приставал, забавляя народ, куда ему ехать, ведь ему завтра на работу. А в третьем туре денег уже никто не предлагал. Таможня, что в Сузёмке (российская), что в Хуторе Михайловском (украинская), довольно вялая. Одному 16-летнему пацану в нашем вагоне вообще не дали миграционную карту (он россиянин, проспал), и я сказал, что у него будут проблемы при выезде. На что ближайшие соседи откликнулись, что, мол, как повезёт, но в среднем 100 рублями, как он хотел, он теперь вряд ли отделается. Сам он рассказал пару случаев из мытарств его знакомых-хохлов, ездивших в Москву на заработки и возвращавшихся домой, которые не захотели декларировать (устно) хохлам-таможенникам, сколько у них американских грошей… В общем, что хотят, то и воротят!
Снег окончательно исчезает за Тернополем. При этом в Подолии стоячие водоёмы подо льдом (кстати, даже сам Днепр в Киеве в основном подо льдом). Подолия как область разочаровывает своей живописностью (то есть, почти отсутствием её). Широченные и скучные поля с редкими лесополосами, хотя, конечно (рельеф и не ровный, как стол, и к западу становится более резким). Мало или очень мало лесов, довольно мало рек и ручьёв, хотя те, что есть, часто заболочены и имеют заросшие водной растительностью поймы. Населённых пунктов не так много, как можно было ожидать; сёла хоть в основном и большие, но бедные. Церкви встречаются православные, классицистические. Грунтовые дороги, в том числе в деревнях, точно не уступят российским, а грязи и мусора точно никак не меньше, чем в России. Много бесхозных полуразрушенных зданий и строений. Строительный мусор, брошенная техника… Мужик с двустволкой в лесополосе, видимо, на зайца. За Тернополем почву подстилает известняк, это бросается в глаза, но не добавляет колорита унылому пейзажу. На деревьях много омелы, чего не встретишь в России. Даже Львов из окна поезда кажется каким-то замызганным и замусоренным. Но вокзал и привокзальная площадь, тем не менее, производят добротное впечатление. Довольно аккуратно и организованно, современные табло с красной подсветкой, слышна русская речь (!), объявления в том числе по-русски, брусчатка…
За Львовом началось Прикарпатье; рельеф, конечно, другой, и деревни побогаче, но, по большому счёту, качественных изменений нет (нет перехода количества в качество). За Львовом, буквально километрах в 15-ти, в местечке Старое Село, прямо рядом с железной дорогой на практически ровной местности раскинулись живописные руины изящного дворца-замка (я бы сказал, ренессанс с барокко), причём тут же - платформа и на ней развалившаяся кирпичная будка, как бы вторящая развалинам замка. В Ивано-Франковске на вокзале, как и во Львове, министр (МПС и связи) в рамке со свечой; объявляют только по-украински, так и русской речи почти не слышно. Чуть не опоздал на поезд, решив, что он отходит на 6 минут позже, когда выскочил в ближайший к вокзалу магазин за съестным. Интересную сигнализацию придумали в стеклянных холодильниках с пивом и напитками: даже когда их открывает продавец, она трезвонит.
За Станиславом (Ивано-Франковск) кое-где появился опять снег, но вскоре стало темно. Выходя из поезда в Черновцах, забыл стребовать с проводницы билет, а она, понятно, и ухом не повела.
Черновцы. Спросил таксистов у вокзала, где купить телефонную карту, так один вызвался меня проводить сначала до переговорного пункта, потом, узнав, что мне нужна дешёвая гостиница, сказал, что есть на вокзале и всё разузнал для меня, пока я звонил. Ничего не запросив, предложил свозить меня за один день в Хотин и Каменец-Подольский за 150 гривен, но я вежливо отказался. Двухкуечный нумер на вокзале стоит 21 с копейками гривен без телека и 26 с копейками с телевизором (по большому счёту он и не нужен был). В кафешке на привокзальной площади 50 г белого "Немирова" стоит 1 грн., порция из 7-ми вареников по-буковински (с сыром и ветчиной) - 3 грн.(!!). Чуть-чуть погулял по вечернему городу в районе вокзала. Мостовые нормальные - брусчатка, тротуары - жжуть! Снега нет и в помине, температура градуса 3, накрапывает дождь. Дворы… Зашёл в подъезд одного из домов. Планировка… ну, таких домов много начала 20 в. Спустился в подвал. Романтично. Два коридора - один недлинный, в другом - темно. Несколько подвальных чугунных дверей закрыто на ключ. Дух Австро-Венгрии…
Это удивительно, но с утра облачность слабая, а после 11.30 вообще засияло. Температура при этом не ниже 0, да и ветер несильный. Над фронтоном вокзала стоит статуя с вытянутой рукой, которую я сфотографировал. Также я сфоткал пару домов недалеко от вокзала. Жаль, конечно, что не удалось посмотреть город, только из окна троллейбуса (центр, кстати, довольно приятен: помимо мещанской сплошнофасадной 1-2-х этажной застройки, типичной для любого австро-венгерского местечка или городка, есть улицы доходных домов в 4-6 этажей, кафедральный костёл 1842 г. в стиле псевдобарокко с классицистическим куполом…). Троллейбус стоит 40 коп., как, видимо, и в прошлом году, но народу - жжуть!!! При этом многие "прикидываются ветошью" и платить не хотят. Расписание автобусов, висящее на железнодорожном вокзале, не совсем совпадает с тем, что висит на вокзале авто, но рейс 11.15 на Каменец Подольский реально существует. Кассирша, молодая девка, объявила мне цену 5,50, а на квитке со всеми сборами - 5,27 (я лишь ухмыльнулся). На "Газели" пролетели расстояние чуть более 40 км за 45 минут, все места были заняты. Бабуля с дедом разложили на газетке колбасу, сало, хлеб и слегка запили это дело самодельной, видимо, горилкой, при этом у бабули за всю дорогу до Хотина рот не закрылся ни разу. Южный берег Прута намного живописнее. От автовокзала до крепости километра 3, которые я прошёл пешком. Очень грязно, особенно на тротуарах, где больше всего налипает комьев. Валяются оранжевые полиэтиленовые ленточки, кое-где развеваются, привязанные к веткам, дорожным знакам и иным выступающим субстанциям, замызганные, на ветру… В общем, "отголосили жаворонки всласть…". Единственная выставка в Хотинской крепости (в цитадели), в церкви, посвящена Хотинской войне 1631 г., закрыта на замок. Но вход открыт (3 грн., фотосъёмка - 1 грн.). Крепость, конечно, производит впечатление. Своими размерами, сохранностью, целостностью и монолитностью. Здесь снимали "Балладу о доблестном рыцаре Айвенго", "Три мушкетёра", "Чёрная стрела", "Старая крепость", "Стрелы Робин Гуда". Как я всё это Средневековье люблю и уважаю! Её неплохо подреставрировали, но не до конца. Внутри цитадели можно зайти практически в любое здание, в том числе в подвалы комендантского дворца, но всё н е д о д е л а н н о е. Народ присутствует, и немало. Много молодёжи. Пустившись вниз, к Днестру, пофотографировал цитадель со стороны реки, которая здесь пробила себе как бы широкий каньон. Узкие террасы каньона видны и на противоположном берегу с моста автомобильного. Река весьма широкая, метров 170; как можно предположить от крепости и с моста, немелкая (я потом узнал, что это - во многом за счёт плотины Днестровской ГЭС), подо льдом, который у берега не пробивается с размаху крупными камнями. Удивляет вот что: цитадель сама стоит в низине по отношению к окружающему ландшафту, её вполне можно было разрушить артиллерийским огнём с юга, с холма, заняв, конечно, предварительно внешнюю крепость. Рельеф внешней крепости вообще очень пересечённый. Краеведческого музея в городе давно нет, да о нём и мало кто слышал. "Був, але зараз не мае…". Без проблем сел на автобус Кишинёв-Хмельницкий и через 25 минут оказался в Каменце Подольском (3 грн.). На Хмельницкий автобусы ходят почти каждый час (плюс три дизеля в сутки), на Черновцы - почти то же самое. На Киев - 2 автобуса; самый интересный - Черновицкий (21.10-7.00). Обед в кафе "Зустричь" пролетарского типа (могло быть и ещё дешевле, но совершенно поразила цена на 50 г горилки - 65 коп.(!)), 12 минут - и я на железнодорожном вокзале, где сразу взял билет на Киев на завтра, 4-е, в 19.45, в общий вагон (плацкарта не было) по цене… 10,29 грн. (это чуть более 66 рублей, расстояние - более 450 км). Вычитав в "Энциклопедии Вольных Путешествий" про вокзальную гостиницу, вломился туда и оказался в большой общажного типа комнате с высоким потолком и 4-мя спартанского типа кроватями. Стоит это удовольствие 11 грн. (чуть больше билета в Киев). Но за счёт величины, не очень интенсивного отопления и не абсолютно герметично закрытых окон палата эта нетёплая (однако под двумя одеялами вполне комфортно). Зато пиво Хмельницкое (Хмельпиво Проскуровское светлое) по цене 1,35 грн. (7,43 руб.), очень вкусное, чем-то напоминает постперестроечные клинские сорта (типа "Клин-форт", "Радоница" и т. п.).
В 8 уже достаточно светло. Вчера около 19.45 посыпал снег при минусовой температуре и чуть-чуть припорошил всё, ночью и утром - небольшой минус. Однако около 12.30 повалил крупный снег, сначала при минусе, затем при нуле и закончился уже после 3-х. От вокзала за пятёрку (около 27,5 руб.)таксист отвёз меня в центр, рассказав при этом о Бучаче - красивом месте в Тернопольской области с пещерами и приятным фольварком (там полуразрушенный замок). Во-первых, о самом старом городе. Река Смотрич, приток Днестра, течёт здесь в довольно широком, но весьма глубоком каньоне. Вниз обрываются слоистые известняки, есть даже небольшие водопадики; здесь она делает крупную петлю, внутри которой и находится город, со всех сторон окружённый естественной преградой - стеной каньона, при этом городские стены "повторяли" обрывы каньона. Минарет, оказывается, пристроен к порталу Николаевского костёла, где сейчас находится резиденция каменского епископа. В ратуше - экспозиция скульптур Ивана Селевича (такой "телесный" в основном постмодернизм), а в подвале - выставка, посвящённая средневековым пыткам (такое в подвалах ратуши действительно происходило). Как раз проходила экскурсия для старшеклассников, причём они-то говорят все по-русски, а экскурсию для них ведут на украинском. Башня Францисканского костёла - в лесах. Барочная часовня 17 в. над колодцем восстановлена. Костёл доминиканцев - на 90% романтические руины, по которым удалось немного полазить (лишь фасад костёла, ныне здесь православная церковь, отреставрирован), в таком же состоянии и братский корпус. Костёл доминиканок - то же самое. Картинная галерея в общем, ничего особенного из себя не представляет; интересны литографии Каменца Подольского художника-еврея, здесь жившего и репрессированного в 1937 г. Внизу - небольшая экспозиция антиквариата и даже оружия. Посетителей - никого.
Археологическая экспозиция в здании 15-17 в.в. интересна прежде всего выставленными во дворе оригиналами и новоделами каменных идолов, а также импровизированными "капищами" с костровищами и оленьими (!) черепами. Довольно-таки много вещей из стоянок разных эпох, найденных на территории Хмельницкой области. Имеются посетители, в основном школьники с экскурсиями. Здесь я получил информацию о конторе и музее национального парка "Толтры" (это географическое название - цепочка гряд в центре и на юге Подольской возвышенности), мимо которого в старом городе я вначале прошёл без особого внимания. В общем, это - контора национального парка в 3-х этажном отреставрированном особняке-памятнике архитектуры 17 в. Я спросил, есть ли здесь музей, мне секретарша указала на специалиста, которым оказался милый дидусь, хорошо говоривший по-русски. Зовут его Степан Иванович. Сама экспозиция включает 2 небольших зала: палеонтологический, что естественно (где я не был), и биологический, с ботаническими листами, чучелами животных и птиц, картой-схемой парка. В общем, разговорились о том, о сём… если бы я не стал посматривать на время, я бы там пробыл до вечера, это точно. Но люди, конечно, очень интересные (вежливые и добрые), я записал сайт национального парка. Степан Иванович говорит, что восточнее Збруча (граница Хмельницкой и Тернопольской областей, бывшая граница России и Австро-Венгрии, граница Правобережной и собственно Западной Украины) бука нет (!?). Степан Иванович взял у меня координаты, а сам директор пригласил в кабинет на 5 минут, которые вылились в 20 (при том, что я отказался от чая) и рассказывал о проблемах парка и охраны природы в Украине вообще. Самое интересное - он коренной русский, родня - в Подмосковье; выбил грошей и провёл аэрофотосъёмку центральной части Каменца с Толтрами, перенёс на карту с подробными обозначениями. Я ободрил его тем, что в России такое встретишь нечасто, хотя он и посетовал на примитивную компьютеризацию. Ещё он много говорил об отсутствии централизованных программ макромонинторинга, т. е. оповещения на местах "из центра" о данных, проанализированных по региону, рекомендациях и т. п. … На территории разрушенной Стефановской православной церкви (в колокольне которой сейчас - Николаевский костёл) увидел едва прикрытый ржавой дверью погреб или подвал, вход в который каменным треугольником "выходит" из-под земли, открыл её а там - что-то типа кухни, горит свет и на меня смотрит в недоумении женщина средних лет. Кстати, по поводу всяких погребов, подвалов и прочих подземелий. Ощущение такое, что в городе их - тьма-тьмущая, и не только под зданиями, восстановленными или руинированными, но и во дворах, рядом с кельями монастырей и т. п. (колодцы - не колодцы, пещеры - не пещеры, тайные ходы… и всё прочее). Необычно смотрится крепость в мощный снегопад… Крестовоздвиженская деревянная церковь внизу, на берегу Смотрича, хороша снаружи и восстанавливается изнутри; смысл очень низкой крыши над крыльцом я понял, когда выходил из неё и стукнулся с непривычки башкой: поклонись, всяк сюда входящий (и выходящий). Чтобы достигнуть сего храма, нужно спуститься по крутой лестнице сбоку от Турецкого моста и два раза перейти речку. Сама крепость, вопреки ожиданиям, особого впечатления не производит. Но интересно пройтись по стенам, подняться на пару башен и спуститься в пару подвалов. Несколько экспозиций с манекенами, кое-где даже механическими (узники тюрьмы, казначей и писарь с дамой (?), подземелье со стреляющими и дерущимися солдатами, в том числе какие-то умирающие со стонами, гробы…), а также этнографическая экспозиция (в основном всяческие горшки, изразцы и другая керамика). Народу довольно-таки много. Потом я дошёл до Русских ворот, а далее до Гончарной башни, затем до Ветряных (Кушнирских, или Стефана Батория) ворот и турецкого бастиона, потом до Петропавловской церкви, которая ныне выглядит снаружи как костёл (однонефная базилика) и, наконец, спустился к Польским воротам. Тут уже стало темно, в аппарате стали садиться батарейки (на счастье, потом с ними проблем не возникало). Я вышел опять к ратушной площади и зашёл в ресторан "Гостиный двор" (боялся, что он - самый крутой в городе, но… в общем, во многом напускное, наел на 46 с копейками гривен, заказав, в частности, судака по-каменецки). Прямой маршрутки до вокзала нет, единственная останавливается за 2 квартала. На вокзале, пока звонил и переписывал хмельницкое расписание, попросил девушку, сидевшую напротив, присмотреть за моими вещами, а когда вернулся и пригляделся… в общем, она оказалась весьма бомжового вида. Примечательно, что затем рядом подсела какая-то бабка и так сильно завоняло, что дети вокруг (как и взрослые, впрочем) стали воротить носы, а долго не мог понять, от кого же из них двух несёт…
Поезд Каменец-Подольский - Киев оказался почище, чем Москва - Черновцы, раза в 2,5, да и аккуратнее. Но идёт он не через Жмеринку, как можно было подумать, а через Староконстантинов, то есть уходит от Хмельницкого на север по второстепенной дороге, а дальше, соответсвенно, выходит на трассу Киев-Одесса в Казатине. Ещё интересная деталь: в Хмельницком он сначала приходит на Гречаны (крупная узловая станция в 7 км западнее вокзала), там меняет локомотив "с головы" в "хвост", потом идёт на вокзал Хмельницкого, после чего возвращается в Гречаны "задом-наперёд" и только потом идёт дальше… А тянет его дизель до самого Киева; на такие мелочи, как перецепить тепловоз на электровоз в Казатине, наши украинские братья не размениваются! Потому и так долго. Ну, мы же не ищем лёгких путей!
В вагоне тепло, но ближе к Киеву стало задувать, и я проснулся. Где-то в Староконстантинове подвалило народу, одна простая тётенька сначала не закрыла вагонную дверь от туалета, на что ей хлопцы сделали замечание, а потом брякнулась на боковую нижнюю полку мне в ноги, их касаясь. Я не выдержал и высказал ей.. культурно, но резко, на что она ответила "Шо?" (ожидаемая реакция). В принципе, я был неправ, потому вагон общий, позже мне в ноги подсаживались мужик, затем хлопец, но они хоть спросили разрешения и всё такое, а эта - ни "здрасьте, ни до свиданья"… Зато на батарее я просушил стельки и шапку.
В Киеве забрезжил рассвет, выглянуло даже солнце! Небольшой морозец. На вокзале я поменял у тётки 7 российских тысяч по курсу 18,5, чему был несказанно рад. На там же месте на Привокзальной площади тётеньки предлагают комнаты и квартиры по ценам, не сильно отличающимся от прошлогодних. И вот я решился перевыполнить план и, поскольку у меня "образовался" целый световой день, поехать в Овруч, в Полесье, на северо-запад, как первоначально задумывал ещё в Москве. Электричка (дорога электрифицирована) на Коростень в 8.03, есть тёплые вагоны, народу немного, идёт 3,5 часа. Парень ходил по составу с термосом и предлагал чай, кофе и капуччино по гривне за стакан. Часов после 9-ти захмарилось и пошёл снег, даже метель, причём при минусе. Рельеф более однообразный, чем в Подолии, но ландшафты не такие скучные, потому как попадаются леса, и немало. На плакорах - сосняки, в поймах - черноольшатники, на склонах - широколиственные с большими включениями берёзы и осины. На дизеля из Коростня в Овруч я не успел, таксист объявил цену в 60 гривен, от которой я сначала ужаснулся. Дошёл до автостанции рядом с рынком, подывылся на надпись "Кучмо - ГЕТЬ!" на цоколе пятиэтажки. Коростень производит впечатление замызганного города с пятиэтажками и бедным частным сектором, типа описываемого в "Энциклопедии Вольных Путешествий" Житомира, где много тёток с авоськами… Автобусы на Овруч есть, с их р а с п и с а н и е м проблем нет (из Житомира в Словечно, местные), но есть проблемы с попаданием. За 3 минуты до отхода автобуса билеты кончились (перед моим носом), мне предложили на рейс через 50 минут, я отказался, думая, что дам пятёрку бас-драйверу, но не тут то было! Бедный автобус штурмовала такая смертоубийственная толпа и с таким остервенением, что я.. сдался на милость таксисту за 60 гривен (меньше - никак!). Хотя, в принципе, 330 рублей для почти 60 км - это совсем недорого. Разговорились. Сам он русский из Новосибирска, где живут и его два брата, сестра - в Москве. Рассказал о чернобыльских надбавках, которые они получают в зависимости от района города (Коростеня) (но не более 10 гривен, то есть около 55 рублей), о 3-х комнатных квартирах в Белокоровичах (бывший военный городок километрах в 50 к западу от Коростеня, в котором совсем нет работы и скоро отключат электричество и всё такое) за 200 долларов… Согласились мы с ним на том, что единое славянское государство нужно, достаточно изолированное от Мирового рынка.
Овруч. Бывший Вручий. Соперник Искоростеня (Коростень) за лидерство в бывших древлянских землях. Церковь Святого Василия, 12 в., как написано на каменном монументе, основана князем Владимиром в 997 г. Впечатляет, Щусев весьма грамотно её "отреставрировал" в начале 20 в. Здесь ныне - Васильевский монастырь; внутри храма - величие с закопчёнными фресками (хоть и, очевидно, поновлёнными). Потом уже я вычитал в книжке, что в иконостасе - несколько рублёвских икон откуда-то из Новгорода, которые попали сюда специально ко времени открытия отреставрированного памятника в 1911 г., когда город освятил своим присутствием Николай 2. Бабуля-прихожанка в храме, где была уборка, всё уговаривала меня пообедать с братией, а мои доводы, что я не послушник, в расчёт не принимала, а бабушки-служки, наоборот, говорили, что пусть уж посмотрю я). Есть палаты с церковью. Рядом, с другой стороны дороги - нестарая белая псевдорусская церковь, большая, но эффектно смотрящаяся. Я спросил у пожилого дяденьки, где в Овруче музей. Он оказался бывшим учителем, стал рассказывать о музеях боевой славы в 1-й и 4-й городских школах, очень рекомендовал обратиться к директору 1-й школы Бондаренко, спросить его о публикациях и попросить подарить книгу роб Овручском крае. Я его поблагодарил, но решил сначала дойти до вокзала - узнать расписание дизелей обратно в Коростень. Дорогу спросил у двух девушек, которые и между собой говорили по-русски (но с сильным украинско-полесским акцентом). В общем, от церковной площади хорошим ходом не менее 20 минут. В крепости Каменец-Подольского я купил большой календарь с гетманами Украины, мне его завернули трубочкой в газету. Так я с ним мотался больше суток, "трубой" он торчал у меня из рюкзака. Так в кассе на вокзале в Овруче меня спросили "Это у вас ружьё?". До дизеля оставалось 1,40 часов, и я решил всё же найти этого учителя, а также зайти в местный книжный магазин, который был закрыт на перерыв. Но книжка этого Бондаренко оказалась в книжном за 10 гривен (что по местным меркам, очевидно, дорого); я купил её вместе с топографической двухкилометровкой Житомирской области и подробной картой Киева. После чего решил не приставать к старому учителю директору школы. В кафе, где холодные пирожки даже не в чем разогреть (зато горилки разной - видов 17), девушка долго переживала из-за сдачи, но я успокоил её, взяв маленькую бутылочку минералки. В дизеле из Выступовичей, в принципе весьма цивильном, не работают туалеты, просто зачинены. Девушки-кондукторы даже не стали смотреть мой билет (главное, что он у меня есть). В Коростени в электричке на Киев туалет на 3 передних вагона открыт, но не закрывается изнутри. Надо всё же было брать билет до Святошина, а не до вокзала, тем более, что он стоит там несколько минут. В общем, я доехал до вокзала на метро. Сразу у выхода нашёл бабушку Галю, предлагающую комнату за 50 гривен в районе Соломенной (центр практически, довольно близко от вокзала - на маршрутке минут 7). Правда, за маршрутку бабушке я заплатил. Львовская горилка "Первак культовый" специально сделана мутной.
У бабы Гали квартира в 14-этажном доме, на последнем этаже. В общем, нормальная бедная обстановка, топят, правда, слабо, за счёт этого холодновато (это меня и подвело). Поехал в Переяслав-Хмельницкий (бывшая столица Переяславского княжества, город на левом берегу Днепра, наиболее знаменит тем, для тех, кто не помнит, что в 1648 г. здесь произошло крупное историческое событие - на козацкой раде было единогласно провозглашено воссоединение Украины с Россией, Киевская область) маршруткой от станции метро "Черниговская". Маршрутки ходят часто и без проблем. Снега на полях - чуть-чуть. Сам город навеял воспоминания о бедном Полесье, правда, в "прикиевской", по крайней мере, части много пятиэтажек, таких же, в том числе с облупляющейся кафельной плиткой. Памятник Ленину действительно стоит на фоне хат, правда, не таких уж полуразвалившихся (как сказано в "ЭВП"). Ющенковские выцветшие ленточки на фоне угрюмого города; ленточки на антеннах машин. Оранжевые шарфики, шапочки, курточки… Вознесенский собор со звонницей производит впечатление, но закрыт. Музей Г. Сковороды в Коллегиуме, где он преподавал. Так, ничего, интересно. Неплохая книжка о достопримечательностях Переяслава и со схемой города, но уж очень дорого, даже по нашим меркам (20 гривен - около 110 руб.). Но, говорят: "Гарна!". Ну, что ж, гарна так гарна! Посетителей в этом музее нет. Исторический музей закрыт - ремонтируется, но на дворе стоят Т-34 без гусениц, несколько орудий времён 1-й и 2-й Мировых войн и поясной бюст матроса с трубкой. Открыт музей Козацкой Славы (скульптура и живопись В. Завгородного) и музей трипольской культуры. Какие-то посетители в этот день всё же здесь были. У всех музеев - перерыв на обед с часу до двух. Площадь Переяславской Рады действительно похожа на описанную в "ЭВП", только без навоза… Рядом - какой-то долгострой, правда, строящийся (и в выходной кипит работа). В монастыре Архистратига Михаила работает музей Украинской народной одежды Среднего Поднепровья: старые экспонаты, старые таблички, иногда отсутствующие. А исторический закрыт. Интересно на территории монастыря здание полуподвального вида… отреставрированное. Музей кобзарства… персонал собрался уже уходить, в честь предпразничного дня работают до 3-х. Девушка в одном из самых цивильных, судя по всему, кафе города не захотела со мной говорить по-русски (Переяслав - Левобережье!). Ну да и ладно, я с ней поговорил на ломаном украинском. Это при том, что в кафе в это время сидела компания пацанов, говорившая на русском "конкретными" выражениями. Зато на чай ей дал столько, что от "своих" она и ожидать не могла (более 15%) и сказал приятные слова по-английски. К Борисоглебской церкви не пошёл - уж очень далеко. Но решил дойти-таки до музея народной архитектуры и быта и пошёл по улице с поэтическим названием Летописная. Деревня. Грязь. Совсем молоденькие девушки, видимо, решили подшутить надо мной, спросив, не знаю ли я, где тут улица Орловская. Летописная же обрывается перед протокой у пруда, далее тропинка ведёт в обход через мостик и сквозь забор (дыркой не назовёшь, потому что нет целого пролёта). Музей не работает по причине не сезона, но даже шлагбаум открыт. Мельницы какие-то полуразваленные, хаты… В тёплое время, наверное, веселее. И уже около казацкой церкви я увидел на главной улице двух ментов, которые меня, конечно, окликнули. Я, как обычно, остановился и не сопротивлялся. Музей-де не работает, что я тут делаю и всё такое. Только что у них была проверка…. Но в конце концов я упросил их сделать ещё пару кадров, в честь праздника. И они пошли своей дорогой. А я, выполнив обещание насчёт только двух кадров (прежде всего потому, что плёнка как раз и кончилась), своей…
На следующий день собрался в Канев. …с Черниговской автостанции всего 2 рейса, и то не утренние. Послали меня там на… Выдубичи. Поехал туда, как дурак, там - один утренний рейс, проходящий с Подола. И только доехав до Подола, купил-таки на завтра билет на 10.05 за 10,25 грн. После чего с чувством выполненного долга поехал на Михайловскую в свою любимую ещё с прошлого года корчму "Будьмо!". Через Майдан Незалэжности, разумеется. На Майдане всё мирно и спокойно, внизу - всё как обычно: тусовки, уличные музыканты, интерпренёры, пиво, лотки (с оранжевой символикой немного). Девушка с электрогитарой пела "Hotel California", "Оранжевое настроение"… Пели Цоя… Много оранжевого, как обычно. Лишь один парень-подросток, невысокой, явно пролетарского вида, гордо прошёл через неплотную толпу с ярко-голубым шарфом на шее. Но я его не окликнул… Звонил домой по таксофону под Майданом. Ко мне подошёл молодой парень студенческого вида (он был с небольшой компанией) и спросил, сказав, извинившись, что я очень громко разговаривал по-русски, откуда я. Он представился Алексеем; разговорились. Ребята угостили меня горилкой "Немирофф" и пивом (просто больше нечем было запивать). Очень рекомендовал мне поехать в Карпаты в место, названия которого я не запомнил, известный горнолыжный курорт. Рядом там деревня, и коляды на Рождество там оставляют неизгладимое впечатление. Сам этот парень дома с родителями говорит только на украинском; его 15-летний знакомый из Минска с ним разговаривает по-белорусски (по-русски просто не может), и они в общем понимают друг друга. В провинции же говорят на суржике, смеси украинского с русским, что является последствием советской эпохи, когда люди боялись говорить на чистом украинском. А вот в Киеве говорят на чистом украинском (про Захiд в данном случае речь не зашла). В корчме я решил разблатниться и заказал в том числе барашка по-гуцульски. Вкусно, особенно с соусом из чернослива. Плюс мясное ассорти, борщ с пампушками, горилка и пиво. Рядом сидели два парня и разговаривали по-английски. Дойдя до определённой кондиции, извинившись, подсел к ним. Оба шведы. Один, Эрик, из Гётеборга, другой, Ларс, из Стокгольма. Путешествуют по бывшим республикам СССР. В Киеве второй раз, были они также в Минске, В Санкт-Петербурге, Москве и Ташкенте (в последнем городе им не очень понравилось, хотели бы съездить в Самарканд и Бухару). Довольно экзотично им тут. Разговаривали о визах и паспортах, о моих путешествиях. Напоследок они сказали, что выпили горилки "Полтавская битва". Что сам Эрик думает по этому поводу (он гораздо общительнее своего друга)? Его ответ показался мне интересным и взвешенным. После Северной войны Швеция фактически перестала быть великой державой, последний раз воевала с Россией 200 лет назад, потеряв Финляндию, и… вообще воевала. Сконцентрировавшись на внутренней политике и экономике, она стала той самой страной победившего "социалистического капитализма". Я оставил им свой e-mail (а надо было и у них взять). Эрик объяснил мне, что "точка" - это don't, а "собака" - dampt. Обратно через Майдан я шёл на метро "Крещатик". В этом месте на самом Крещатике разбит палаточный городок сторонников Ющенко. Колядующим ребятам дал пятёрку (меньше не было). В палатках народ живёт, трапезничает, пьёт… Это напоминает скаутский лагерь, где взрослые - только или в основном руководители. Лозунги, транспаранты. Я фотографировал их, спрашивал, откуда они, поздравлял с наступающим Рождеством, желал удачи. Но, даже выпивши, ни словом не обмолвился о Ющенко. И вообще в тот вечер дал "слабину" только раз, сказав Лёше на его реплику о том, что "мы называем это "Померанцевой революцией"", что "я не называю". Поинтересовался у палаточников, как вбиты растяжки палаток в асфальт, они сказали, что это обыкновенные дюбеля. Доехав на метро до "Шулявки", ещё раз позволил себе "кутнуть", отдав 15 гривен парню на 412-м "Москвиче", чтобы доехать до места своей постоянной дислокации.
Температура +2+4, снега уже очень мало. Еду в Канев (город на Днепре, около 130 км от Киева, Черкасская область). На автостанции Подол отменили какой-то рейс и просили билеты сдавать в кассы (по-украински). Маршрутка не пришла. На Канев идёт средний микроавтобус (побольше "Газели"), все места вроде бы распроданы, но на ближайшем перекрёстке водила подсадил парня с зачехлённой гитарой, который доехал до самого Канева. Ехать действительно почти 3 часа, как указано в билете. В Украинке подвалил ещё народ и встал в том числе в проходе. Среди всех были и две молодые красивые (обе !) девушки лет по двадцати вполне модернового вида, говорившие между собой по-русски, расположившиеся прямо передо мной. Я уступил им место (нонсенс по местным понятиям). Проехали они, правда, всего минут 20 до какой-то деревни. Говорили между собой о музыке, которую можно скачать из НЕТа, о мобильниках, о каких-то своих знакомых и всё такое; в общем, всё нормально. Высаживаясь, они ещё раз поблагодарили меня, а я их, сказав им на прощанье, что они такие милые и так приятно было на них просто смотреть. Пейзажи в долине Днепра довольно живописные (маршрутка идёт через Ржищев), местность холмистая, немало лесов, к югу от Киева на многие километры вообще тянется большой сосновый массив (лесопарковая зона). Ближе к Каневу на холмах и в ярах произрастают дубравы. "Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь!". Сам город весьма протяжённый, много каких-то, в основном разваленных, предприятий, целые районы кирпичных 5-ти и 9-ти этажек. В кассе мне выписали билет от руки, лишь сбоку на их бланке стояла печать, а стоил он 15 гривен, на 4,75 дороже, чем сюда. Кстати, возвращались мы на "Газели", менее комфортабельном авто, но у неё есть одно неоспоримое преимущество - она гораздо лучше прыгает по просёлочным ухабам. Город относительно чист, но при этом запущен. Все музеи (а их не так мало: исторический, народного искусства, Успенского собора, музей Шевченко). Сам Успенский собор особого впечатления не произвёл, хоть в нём и показана пара участков древней плинфяной кладки и у входа висит доска с датой основания и всего такого. Рядом с собором - комплекс памятника героям ВОВ, перед которым потух Вечный огонь (газа-то нет), памятник А. П. Гайдару и Ленскому (актёр и театральный режиссёр первой половины 19 в.): оба родились тут. Под Соборной площадью - большой бесплатный WC. С соборной горы - вид на Днепр (вдалеке) и промзону. Ресторан "Родинь" (так написано) в двухэтажном здании явно советского образца снаружи открыт, но внутри всё закрыто, кроме туалета, а на 2-ой этаж хода нет. И я пошёл в "Старый Канев" в подвале, где две девушки делали уборку. Одна - так, ничего, а другая - очень симпатичная, высокая, с длинными крашеными тёмно-каштановыми волосами,… красивая фигура,… м-м-м,… ножки,… но главное - впереди (большая и налитая грудь). Она официантка (первая - барменша); приняв заказ, через недолгое время первая спросила меня, не каневский ли я (как будто и так не видно, что я - с соседней улицы). Я внятно и чётко ответил, откуда я и что здесь делаю. …Потом она ещё немного рассказывала мне о своём родном городе, о том, что в этом подвале до революции был склад соли, и поэтому стены кирпичные белые до сих пор и некоторые посетители прислоняются, а потом жалуются, на что я сказал, что это же вполне можно использовать в маркетинговых целях. Мы ещё немного поговорили о суржике в провинции, после того, как я заметил, что в Каневе слышно много русской речи. Наконец, она сказала, что собирается через 2 недели к тётке в Москву, где никогда не была. А я что?… Я посчитал своим долгом предупредить её о придирчивость московских ментов, о москвичах не стал ничего говорить (сама, мол, увидит), ну и написал на бумажке свои координаты, чему она весьма обрадовалась (забегая вперёд, ни через две недели, ни через месяц она о себе не дала ничего знать…). Ну и на чай ей дал неплохо… Кстати, где-то в середине моего визита эта девушка распустила волосы, которые первоначально у неё были собраны в пучок, на что я не преминул обратить приятное внимание, а в кафе в это время была лишь какая-то тётка, которая разговаривала о делах житейских с барменшей. Да, зовут её Алёна.
Не поймёшь ничего с маршрутками в Киев: то записываться надо, то в 16.00 идёт какая-то вне расписания по мере заполнения. От Выдубич я поехал на вокзал и всё разузнал про электрички на Нежин (откуда мне уезжать домой), про камеру хранения, а также позвонил домой. Так пока и не решил, ехать мне в Козелец или нет. Сколько всякой горилки!!! Помимо известных и полуизвестных в оссии фирм типа "Немирова", "Мерной", "Гетьмана", "Союз Виктана" и "Мягкова" - "Хортица", "Холодный Яр", "Мёдов" и т. п. Баба Галя вне политики, она - за мир, за дружбу! А голосовать не ходила.
Утром +5. Нет, это решительно был не мой день. Филателисты в Институте Физкультуры собираются завтра, то есть в воскресенье. В магазине "Знание" рядом с этим институтом нет искомой мной книжки "Храмы Украины", но там я купил туристическую карту Украины с архитектурными памятниками (правда, далеко не всеми) за 9,60 грн., на английском. Потом поехал на Майдан. Филателистический магазин на Почтамте закрыт (и завтра тоже). На развале книги тоже нет. Майка с украинским флагом и надписью "Киев. Украина" стоит 20-25 грн. Магазин "Знание на Крещатике тоже закрыт". Тогда я поехал на Кловскую пошукать музей истории города Киева. Через дворы не пошёл (там заборы), а пошёл по Шелковичной, в гору. Попадаются интересные дома начала 20 в. Сам музей в состоянии… э-э-э, как бы это сказать, запущенной реставрации, видимо, и парень-охранник мне сказал, что музея уж здесь больше не будет. Оно, наверное, и правильно: зачем современной Украине, тем более под неусыпным руководством Ющенко и материнской опекой Тимашенко взявшей курс на вступление в Евросоюз и НАТО, какие-то там дотационные из госбюджета музеи столицы в центре столицы? Такой Украине (да как, в принципе, и России) нужны банки, представительства крупных западных компаний, офисные центры и всё такое! Во дворе большого дома сталинской, кажется, постройки, стоит ухоженная колонка с небольшим чугунным павильоном-беседкой над ней. Работает, всё ухожено, люди приходят с 5-литровыми пластиковыми бадейками за водой. Правильно мне сказала встреченная тётенька, надо было идти до метро "Дворец Спорта", тем более это та же линия и ближе на одну остановку, а я попёрся опять на Кловку… Оранжевые ленточки на кусте на фоне полуразрушенного дома. Символ того, к чему приведёт страны Ющен и Ко? Да и в метро сел сначала на поезд в другую сторону. Но доехал-таки до Золотых Ворот. Музей закрыт. Сэндвичи в спецзабегаловке - дорого, и полный отстой! Пошёл до Научно-Природного музея в здании Института Ботаники, и вот он (чудо!) оказался открыт! Неплохой музей, кстати. Археологический отдел на первом этаже - бесплатный. Причём археология доведена до 15-17 в.в. В остальном - некая смесь Геологического музея Вернадского с Биологическим Тимирязевским и Зоологическим. Особенно недурён мне показался ботанический отдел: разделы по типам растений, природным зонам Украины, лекарственным растениям и всяким другим полезным. Неплох и орнитологический отдел: есть редкие виды (примечательно украинское название зуйков - "пiсочнiк", а вот самих песочников нет почему-то вообще). Молодая маманя перед витриной эволюции человека, где были и чучела обезьян, объясняла своему отпрыску абсурдность, по её понятиям, дарвиновской теории происхождения человека от обезьяны, придуманной-де людьми неверующими, чтобы хоть как-то объяснить происхождение человека не от Бога. На самом деле, по её словам, во всей этой эволюции много непонятного: ведь обезьяны-де должны были в этом случае вымереть, а они, "собаки", существуют. Геология - не Ферсмана музей, конечно, с Вернадского, но вполне достойно. И ведь музей Русского музея был открыт. Причём теоретически до шести. Внизу - выставка новоделов с картин какого-то немца, рисовавшего в середине 19 в. Бахчисарай и крымских татар. Наверху, в основной экспозиции, очень дурной, из интересного: Владимиро-Суздальская икона "Борис и Глеб" 13-14 в.в. и ещё несколько весьма древних икон, Левицкий, Рокотов, Боровиковский, Тропинин, Репин, Верещагин… Очень забавная небольшая работа Репина "Среди стада. Барышни на прогулке". В общем, всё, как положено. Довольно много Шишкина и есть интересные работы. А из известнейших шедевров - "Курсистка" Ярошенко и "Рабфак идёт" Иогансена. В залах с полотнами Ге, Тропинина и других лишь слабые лампочки накаливания, отражаясь от зелёного бархата стен, дают тусклый зеленоватый свет и в общем царит романтический полумрак. Один зал посвящён российскому фарфору середины 18-начала 19 в.в. Советского искусства всего 3 небольших зала… Потом я дошёл до ЦУМа на Крещатике, где фотоотдел мне совершенно не понравился. Мне посоветовали "Знание" напротив метро "Крещатик" и "Фотоаматор" у площади Толстого. Оба они были закрыты, но, судя по всему, "КИЕВами", о которых я думал, там и не пахнет. Зато в книжном ближе к площади Толстого я купил-таки "Храмы Украины", о чём мечтал ровно год, но о-о-очень дорого (200 грн.!). Зашёл в козацкую корчму на Крещатике, она дороже, чем "Будьмо", и, например, 50 г горилки здесь стоит 8,00 грн., но кормят не менее вкусно. Интересна вот какая деталь. Оранжевые ленточки , одежда (или её элементы) и прочие прибамбасы в нынешнем сезоне, конечно, популярны, - это понятно. И эти элементы - значимы; где-то на 80% свою приверженность померанцевой революции демонстрируют девушки. В то же время довольно много молодых людей носят голубые курточки (бело-голубой - цвет сторонников Януковича), шапочки и шарфики; похоже, что этот цвет в данном случае незначим, ни о чём не говорит. В то же время голубой с оранжевым (какая-нибудь девушка в голубой болоньей куртке с оранжевой ленточкой на рукаве) встречается крайне редко. Вечером я почувствовал, что простыл (у бабы Гали по комнате почти ветер гуляет, а в последнюю ночь я сбросил во сне второе одеяло). По Крещатику перед палаточным городком ездила с виду инкассаторская машина и временами неприятно громко трещала. …Беларусь за Ющенка, Луганск за Ющенка, Донбасс за Ющенка. Стишки, изречения, прокламации, приглашения Януковича на чашечку кофе с серной кислотой и т. д. Всё это уже было?!
За окном +7. Ветер не такой уж сильный. Солнечно. Ехал в троллейбусе, нужно 50 коп. за проезд кондуктору, а у меня 50 грн. Одной бумажкой, мельче нет, и у кондуктора нет сдачи, и у водителя нет… Ну и ладно, сел и никого не трогаю. До метро остановок 6. Так нет же, на предпоследней остановке вламывается контролёр (воскресенье, праздник, утро!!!) и давай исполнять свои профессиональные обязанности, причём на моей площадке. Но не дошёл он до меня, хотя народу было совсем немного. Когда я выходил, кондукторша меня спросила, как же я, мол, отмазался? Я ей прямо и ответил, что, мол, никак и не отмазывался. Я вписался в свой новый план: сначала Подол с Ильинской и Николы Набережного церквями и Фроловским монастырём, а потом - сборище филателистов в 4-м корпусе Института физкультуры. Нежинская электричка в 12.54, которая ушла с опозданием минут на 6 (всего). В Нежине на вокзале нет ни одного обменника. Домой ехал на черниговском поезде в весьма цивильном вагоне, жарко, хотя на градуснике было всего 25. Интересный курс гривны к рублю сделали в вагоне ресторане - 1:7. Я не понял слов какого-то мужика, который сидел за соседним столиком, решив, что он даже хочет меня оскорбить, и мы вышли в тамбур поговорить. Всё оказалось нормально; мужик очень интересовался новым лужковским законом, запрещающим распитие пива в общественных местах с 1.01.05. Потом он закурил, предложил мне, но я отказался. Тут-то и проходили украинские менты (дело было где-то перед Хутором-Михайловским) и "прикопались" к курению в вагоне-ресторане (в его пределах-де вообще нигде курить нельзя, а мы были в переднем тамбуре), стали стращать моего товарища сдачей начпоезда и снятием с поезда, проверили документы у нас обоих. Ну, его они замели и увели с собой. Хотя, чем закончилось это дело, догадаться нетрудно. Вот звери!
И вот выводы, которые украинским подругам и приятелям читать не рекомендуется.
Нынешняя Украина - несамостоятельная, нецельная географо-политически, слабая в политическом, экономическом, духовном, культурном, военном, отчасти демографическом отношении страна с высокими амбициями власти и просвещённой части населения, подкреплёнными лишь подачками с Запада. Разрыв в доходах на душу населения между самыми богатыми и самыми бедными слоями населения очевидно высок, но, очевидно же, ниже, чем в России. Однако даже нынешняя Украина по-прежнему ещё обладает богатыми природными (полезные ископаемые, плодородные почвы, богатые рекреационные ресурсы) да и демографическими ресурсами; их использование в любом случае не приведёт к успеху на Мировом Рынке в силу высокой себестоимости национального продукта, но вполне может иметь локальный успех в масштабах, например, Восточной Европы или гипотетической федерации славянских (Восточнославянских) государств. Путь на Запад очевидно ведёт к быстрому разворовыванию и обнищанию страны, путь на Восток, вместе с республиками бывшего СССР и бывшими соседями по соцлагерю, при грамотной политике, - к менее богатой, чем на Западе, но достойной и во многом с а м о д о с т а т о ч н о й жизни, при том, что в этом случае нет смысла обрубать существующие и запрещать налаживать новые рациональные связи с Западом.
Январь-февраль 2005